Успешность учебы неразрывно связана с мотивацией ребенка. Чтобы школьник учился лучше, он должен обладать достаточным желанием. Но, естественно, желания наследника не всегда совпадают с тем, что для него по-настоящему нужно. Если ребенок в школу идти не хочет, родителям следует сначала узнать о причинах этого, а затем выбрать подходящую стратегию взаимодействия со своим отпрыском.

Ребенок не хочет идти в школу

Почему ребенок не идет в школу

Негативизм возникает на разных этапах. Как ни странно, будущие первоклашки обычно в школу идти как раз хотят. Но потом, поняв, насколько это дело сложное и ответственное, желание теряют. Не хочется ходить в школу и в тех случаях, когда ребенку приходится возвращаться после каникул, длительной болезни и прочих «отвлеченных» событий. Выделим группу самых частых причин, вызывающих негативизм по отношению к школе у детей.

  1. Создание негативного образа. Простыми словами – родители и окружающие запугивают детей, выставляя школу не в лучшем свете. Например, они используют рассказы об этом учреждении, как меру воспитания. Если ребенок не слушается, родители говорят, что «в школе из него выбьют дурь», «научат себя вести», «привьют дисциплину» и так далее. Логично, что ребенок начинает воспринимать школу в роли места, где ему, мягко скажем, хорошо не будет.
  2. Плохой пример перед глазами. Обычно встречается у детей, у которых есть старшие братья и сестры школьного возраста. Они приходят из школы со своими рассказами, которая чаще всего наполнены нелицеприятными подробностями. У ребенка перед походом в первый класс пропадают иллюзии о школе, формируется негативный образ, что и в предыдущем случае. Плохо настроить по отношению к школе способны не только братья и сестры, но и старшие сверстники.
  3. Чрезмерно комфортная обстановка дома. Отдельная категория детей – выращенные в тепличных условиях. Им никогда не приходилось ходить в садик, конфликтовать со сверстниками, подчиняться правилам дисциплины. Такие дети привыкли, что они предоставлены сами себе, а родители все им позволяют или контролируют каждый их шаг, удовлетворяют потребности моментально.
  4. Не успевают в школьной программе. Относится к детям, идущим не в первый класс, а в последующие. Само по себе «неуспевание» – серьезная причина перестать ходить в школу. Ведь ребенок знает, что ничего кроме плохих оценок, ругани родителей, нервов его там не ждет.
  5. Конфликты со сверстниками, учителями, старшими детьми. Тоже подходит не к первоклашкам, а к «действующим» школьникам. Связана причина не с успеваемостью, а с межличностными отношениями. Если ребенок считает, что к нему плохо относятся, если ему приходится конфликтовать, если он не чувствует себя в безопасности, понять его желания не идти в школу легко. Дома намного комфортнее, безопаснее, никто ничего не требует.

Существует отдельная причина, которая серьезно отличается от других – так называемый кризис первой четверти. Но о нем следует поговорить отдельно. После того, как мы выясним эффективные меры воздействия на ребенка с целью сформировать у него желание посещать учебные учреждения.

Ребенок не хочет идти в школу

Подготовка к первому классу

На подготовительном этапе важно сформировать у дошкольника хорошие представления о школе. Неважно, что в какой-то степени это будет обман. Впоследствии он сам скорректирует появившиеся представления о школе самостоятельно. Для начала важно, чтобы он получил правильную «установку». Что пойдет на пользу?

  1. Рассказы родителей о своей школьной жизни. Маме и папе следует в подробностях рассказывать о том, что ребенку предстоит в школе. Одним из серьезных стимулов для появления страха перед школой становится недостаток информации. Ребенок должен точно представлять, что делают в школе, как построено обучение, что ему придется изучать, с кем общаться, когда отдыхать и возвращаться домой.
  2. Просмотр фильмов, мультиков, чтение книг о школе. Рассказы – это хорошо. Но лучше, если ребенок увидит своими глазами или хотя бы представит школу, читая книги о ней. Увлекательных детских фильмов и мультфильмов о школе, к сожалению, не так сегодня много. Зато старых советских предостаточно. Пусть они от реальности немного оторваны, но это пойдет на пользу. Ведь они обычно оптимистичные, яркие, интересные и детям-дошкольникам наверняка понравятся.
  3. Знакомство со своей школой. Без этого желательно не обходиться. Пусть ребенок увидит, где ему придется в дальнейшем провести 9–11 лет жизни. Посетите с ним школу, побываете в учебных классах, познакомитесь с учителем младших классов. Ребенок может сесть за парту, прочувствовать себя учеником. Еще до начала подготовительной группы.
  4. Больше мишуры. Что это означает? Ребенка получится заинтересовать, если вместе с ним совершать покупки к первому сентября. Особенно касается канцелярских товаров, книжек, рюкзаков. Ребенок, скорее всего, заинтересуется этими принадлежностями и станет с большей охотой ждать, когда же ему придется пойти в первый класс.

Кризис первой четверти

Теперь поговорим об этом кризисе, способном значительно подпортить жизнь родителям и серьезно ухудшить успехи ребенка в обучении. Что это вообще такое? Простыми словами: кризис первой четверти – это последствие падения розовых очков. Сначала ребенок настроен на учебу, жаждет скорее пойти в школу, а потом сталкивается с реальностью. Ведь в школу нужно ходить минимум 5 раз в неделю, носить с собой тяжелые учебники, подчиняться дисциплине, заводить знакомства, еще и уроки учить.

Ребенок не хочет идти в школу

Первое очарование школой спадает, а ему на смену приходит осознание, что учеба – занятие сложное. Если адаптация проходит тяжело, развивается кризис. Проявляется он в нежелании посещать школу, хотя изначально ребенок, возможно, в нее рвался. Как вести себя со школьником, находящимся в кризисе?

  1. Выслушивать любые рассказы, жалобы, переживания ребенка, связанные со школой. Дети в младших классах охотно делятся с родителями тем, что происходит в школе. Это потом они будут скрывать, прятать дневник и так далее. Но пока поговорить об обучении они способны с большим желанием. Обязательно слушайте все, что говорит ребенок. Делает он это не просто так, а для снятия напряжения. Ребенок не ожидает, что вы решите его проблемы. Но он должен получить эмоциональную отдачу и поддержку.
  2. Приучать к тому, что любая оценка допустима. Есть категория родителей, изначально настраивающая малышей исключительно на пятерки и четверки. Это глупо, поскольку оценки мало связаны с успехами в жизни. Ребенок, боящийся получить тройку или неудовлетворительную отметку, испытывает дополнительный стресс, оказывается в опасности развития невроза. Глупо думать, что он будет с большим рвением ходить в школу в дальнейшем.
  3. Хвалить за успехи. Еще опасная стратегия родителей – наказывать за промахи и неудачи, а хорошие оценки и другие успехи воспринимать как нечто естественное и вполне нормальное. На самом деле, похвала за успехи работает куда лучше, чем наказание за неудачи. Пусть ребенок знает, что ничего страшного не случится, даже если он принесет двойку. Зато, если принесет пятерку, родители будут рады и наверняка его вознаградят или хотя бы похвалят на словах.
  4. Никогда не сравнивать. Сложно сказать, почему родители думают, будто сравнения с «более успешными» детьми – эффективная мера воспитания: сравнение с кем-то – в первую очередь унижение ребенка. И он это прекрасно чувствует. Приводя кого-то в пример, вы будто подчеркиваете, что вам тот другой ребенок нравится гораздо больше, а собственный не нужен. Пусть это и не так, но наследник-то воспринимает сравнение именно подобным образом.
  5. Не формируйте у ребенка негативный образ обучения. Наконец, некоторые родители, помня неприятные моменты в школе, дополнительно «накручивают» малыша, начавшего обучение. Это странная форма поддержки: родители говорят, что «учителя глупые», «одноклассники плохие», «задания слишком сложные», «требования высокие», «условия ужасные». Поддержка, как мы уже говорили, важна. Но не в такой форме. От этого ребенок сильнее убеждается, что его неприятие к школе имеет под собой серьезные основания.

Ждать, что ребенок внезапно полюбит школу, бессмысленно. Необходимо формировать у него положительный образ, рассказывать о своем обучении, демонстрировать позитивные примеры. Во время обучения не критиковать, не ругать, не сравнивать. Вместо этого – эмоционально поддерживать, помогать в уроках, принимать любые оценки. Тогда ребенок с большей охотой станет ходить в школу и постепенно приучится к дисциплине, требованиям, распорядку дня.

Почитайте похожие статьи

Отдать ребенка в школу в 6 лет или подождать? Современный подход к школьному обучению не ограничивает родителей в выборе того, когда конкретно ребенок пойдет в первый класс. Точнее, нет жестких правил, но есть рекоме...
Проблемы адаптации детей в приемных семьях Воспитание любого ребенка связано с большими сложностями. И не стоит думать, что с приемными детьми больше неурядиц, чем со своими биологическими. Это как раз одна из сам...
Дети мужа от предыдущего брака: как себя вести Выходя замуж за мужчину, имеющего детей от предыдущего брака, невозможно подготовиться ко всем потенциальным проблемам. Лучше обезопасить себя хотя бы от некоторых вероят...
Ребенок и новый папа: как наладить отношения Новый муж не всегда находит общий язык с детьми от предыдущего брака или предыдущих отношений. Новый папа может стать по-настоящему родным или так и остаться посторонним ...
Как избавиться от постоянного чувства тревоги Обычное дело – испытывать небольшое беспокойство или даже страх, если вам предстоит сделать что-то ответственное и важное. Только иногда тревога появляется и на пустом ме...