Самостоятельность – полезная черта, необходимая каждому взрослому человеку. Но воспитывается она с детства. Ребенок к определенному году жизни должен обладать набором умений и навыков, позволяющих успешно решать характерные для его возраста задачи. Узнаем, что должен уметь малыш, как воспитать самостоятельность правильно.

Как вырастить самостоятельного ребенка: по годам

Что такое самостоятельность в зависимости от возраста

Дети в 3 года и в 15 лет не имеют ничего общего. Значит, и самостоятельность по мере взросления эволюционирует, меняется. Рассматривать ее необходимо в контексте актуального возраста. Перечислим навыки, которые должны появляться по мере взросления.

  1. К двум годам. Когда ребенку исполняется 2 года, он должен самостоятельно снимать вещи, приносить небольшие предметы или игрушки по просьбе взрослых, выбрасывать мелкий мусор, грязные предметы одежды, пытаться убрать, если напачкал.
  2. В 3 года. Ребенок самостоятельно вынимает и убирает игрушки, порывается помочь родителям, которые принесли из магазина сумки. После еды берет грязные столовые приборы, укладывает в раковину.
  3. В 4–5 лет. Появляются попытки убираться в доме или в квартире. Малыш пробует протирать пыль, пытается использовать пылесос, кормить домашних питомцев (если есть готовая еда). Выбрасывает мусор, убирается в своей комнате. Как минимум, застилает постель.
  4. В 6–7 лет. Осваивает простейшее основы приготовления пищи. Может сварить и почистить яйца. Следит за порядком и в своей комнате, и в доме. Поднимает разбросанные вещи, собирает мелкий мусор. Грязные вещи относит в стиральную машину. Привыкает следить за собственной гигиеной. Когда ребенок пойдет в первый класс, он должен уметь самостоятельно стирать мелкие вещи, например, носки.
  5. До 10 лет. Приучается к базовым принципам взаимодействия с другими людьми. Понимает, что нельзя разговаривать с незнакомцами, открывать им дверь в квартире, что к чужим животным на улице подходить нельзя. Самостоятельно расплачивается в магазине. Когда научиться легко считать, внимательно проверяет сдачу. К 10 годам дети привыкают, что нужно уважать старших. Например, уступать место в общественном транспорте. В школе формируется дисциплина, поскольку в детском саду ее практически не было.
  6. До 15 лет. В следующие 5 лет происходит усвоение оставшихся социальных навыков. Ребенок отдаляется от родителей, больше внимания уделяет сверстникам. Поведение усложняется. И на пик проблемы в общении выходят как раз в 15 лет, когда возросшая самостоятельность переходит в подростковый бунт. Ребенок хочет все больше свободы, не терпит распоряжений родителей и учителей. Учится постепенно манипулировать взрослыми, осваивает нехитрый, но все-таки шантаж. Это нормально, поскольку свидетельствует о полноценном развитии.

Как помочь ребенку вырасти самостоятельным

Выше мы описали, как самостоятельность развивается в норме. Представим рекомендации, с помощью которых родители смогут простимулировать отпрыска на появления все той же самостоятельности в зависимости от возраста. Здесь нет смысла отдельно расписывать каждый год жизни, попробуем их укрупнить.

1. Самостоятельность в первые 5 лет

О первом годе жизни говорить мы не будем. Перейдем к тому моменту, когда ребенок произносит сакральную фразу «я сам». Как только это происходит, можете начинать культивировать и воспитывать самостоятельность. Ребенок уже готов. Что же сделать?

  1. Если ребенок что-то захотел сделать самостоятельно, позвольте ему. Ясное дело, он не сможет постирать вещи или хорошо пропылесосить ковер. Но пусть попробует. Задача не в том, чтобы получить идеальный результат. Ребенок просто должен понять, что он может это сделать, что у него достаточно сил, что взрослые поддерживают его самостоятельность.
  2. Предоставьте ребенку возможность самостоятельно одеваться и собираться. Наверное, вы привыкли сами одевать ребенка, складывать игрушки, собирать вещи в поездку или в детский сад… Надо от этого отходить. Понятно, малыш будет собираться гораздо дольше. Это сразу надо учитывать. Планируйте время так, чтобы ребенок мог без вашей помощи одеться, сложить в сумку вещи, обуться. Ради развития самостоятельности можно и пожертвовать 20–30 минутами.
  3. Родители должны оставаться идеальным примером. В этом возрасте основной способ обучения ребенка – подражание. Он делает то же, что и родители. По крайней мере, пытается. Хотите, чтобы ребенок чему-то научился, сами выполняете это правильно. Пример должен быть во всем. И в уходе за собой, и в опрятности, и в общении с другими людьми.

Главное, что требуется от мамы и папы, это терпение. Его понадобится очень много. Ребенок неизбежно будет все портить, опаздывать, наносить больше грязи, чем устранять ее во время уборки… Но по-другому никак, если хотите поддержать инициативность. Навыки со временем разовьются, а вот самостоятельность потом будет привить тяжело.

2. Самостоятельность ребенка в 7 лет

Здесь мы подразумеваем период непосредственно перед походом в школу и первый-второй класс обучения. Данный этап охватывает возраст от 6 до 8 лет. Это уже не тот малыш, который ходил в детский сад. Школьники сильно меняются, а изменения начинаются во время подготовки к первому классу. Как помочь ребенку?

  1. Приучать ребенка к режиму. Раньше малышу режим не был нужен, а теперь он обязателен. Ребенок должен знать, до какого часа он находится в коле, что делать, когда придет домой, когда может отдохнуть. Не надо делать график слишком жестким. Пока школьник не привык к дисциплине в полной мере, не сможет его соблюдать. Пусть график будет гибким, с возможными изменениями. Но в нем должны присутствовать «часы для дела» и «часы для отдыха».
  2. Приучать ребенка делать уроки самостоятельно, собираться в школу без помощи мамы и папы. В первом классе за уроками нужно следить внимательно, проверять портфель регулярно. Но, когда ребенок перейдет во второй, все это сможет делать и сам. Постепенно приучайте его выполнять уроки не из-под палки, а самостоятельно. И все же продолжайте проверять сделанное. Малыш должен знать, что контроль над ним остается. Чтобы не расслаблялся.
  3. Если ребенок просит помощи, обязательно помогайте. Попросить помощи – уже серьезный самостоятельный шаг. Главное, чтобы ребенок не дергал вас по каждому несущественному поводу. Если он и сам способен справиться самостоятельно, но просто ленится, тогда можно отказаться от помощи. Пусть делает сам. Если же школьник столкнулся с тем, что ему еще не по силам, обязательно помогите. Иначе опустит руки, а учеба превратится в мучение.
  4. Назначьте ребенку обязанности по дому. У школьника к восьмому году жизни должен быть очерченный список обязанностей. Например, убрать в комнате без помощи родителей. Или выносить мусор по определенным дням.
  5. Давайте поручения, соответствующие возрасту. Замечательно, если в вашем доме есть магазин на первом этаже. Пусть ребенок самостоятельно сходит и купит хлеб. Конечно, если магазин далеко, лучше этого не делать. Но тогда можно давать малышу расплачиваться на кассе.

На протяжении этого периода ребенок должен чувствовать, что опеки со стороны родителей все меньше. И сами родители должны помнить: постоянно решать за отпрыска проблемы нельзя. Нужно давать ему пример, как и раньше. Ведь дети повторяют поведение родителей неизбежно.

3. Воспитание самостоятельности до 12 лет

Возраст до 12 лет – период, когда ребенок становится окончательно самостоятельным. Но это не значит, что этап легкий, и родители могут расслабиться. Наоборот. Проблем предостаточно. Ребенок, все больше понимая самостоятельность и независимость от родителей, начинает «чудить». Ухудшаются оценки, школьник больше времени проводит за компьютером или на прогулках с друзьями. Еще к 12-ти годам появляется «сильная любовь» (по крайней мере, в сравнении с предыдущими этапами). Что же нужно делать?

  1. Скорректировать систему требований. Раньше ребенок ложился спать строго в 9 или в 10 вечера. Теперь так не подойдет. Он может засиживаться и до 12-ти часов. Ничего критичного нет. Не надо «трястись» над ним, что он не выспится. Поднимите его пару раз в 6 утра. Пусть поймет: высыпаться лучше, чем не высыпаться. Во сколько именно ложиться, пусть решает сам. Но подъем будет в то время, что и раньше. Ребенок отказывается выполнять уборку, хотя раньше для него это было норма? Придется придумать новые обязанности. Например, мыть посуду и стирать вещи.
  2. Полностью отойти от выполнения уроков. Ошибка родителей: делать за школьника домашние задания, когда ухудшаются оценки. Если начнете сейчас, потом так до конца 11-го класса и будете тянуть на себя все обучение. Вместо этого можете придумать систему наказаний и поощрений, «подвязанных» с оценками за четверть или триместр, в зависимости от особенностей обучения в конкретной школе.
  3. Запишите ребенка в кружок, секцию, группу по интересам, на дополнительное образование. Не надо ссылаться на то, что нет времени. Время есть всегда, если правильно составлен режим. А режим, как мы уже поняли, дисциплинирует. Только не надо тянуть ребенка в какую-то секцию через силу. Ему должно нравиться то, чем он занимается.
  4. Привыкайте к мысли, что теперь вы не являетесь для ребенка центром мира. Родители болезненно воспринимают момент, когда для их отпрыска сверстники и друзья становятся важнее, чем они. Но такова жизнь. Если ребенок хочет пойти в кафе с кем-то, собирается на день рождения и тому подобное, не надо противиться. Только договоритесь, что он будет предупреждать заранее, а не ставить перед фактом в лоб. У него будет время выполнить привычные дела и сделать уроки.
  5. Сохраняйте эмоциональную близость. Наконец, в этом возрасте ребенок может слишком сильно отдалиться. Родителям нужно соблюсти баланс между предоставлением ему свободы и эмоциональной близостью. Выслушайте ребенка, мягко узнавайте о том, что у него на душе, какие переживания его беспокоят. Если он сам пытается чем-то поделиться, не критикуйте сразу, не отталкивайте. Желайте, как и раньше, спокойной ночи. Тогда ребенок будет чувствовать, что он вам нужен несмотря ни на что.

Если родители выберут правильную стратегию, то лет до 12-ти они наверняка приучат чадо к самостоятельности. Что будет дальше, большой вопрос. Ребенок вступает в подростковый период, когда предыдущая система ценностей может рухнуть. Но об этом мы поговорим в другой раз, поскольку тема обширная, и ее нельзя освещать вкратце.

Сделаем выводы

В зависимости от возраста самостоятельность ребенка проявляется по-разному. Выбирать методы ее развития необходимо в зависимости от того, сколько исполнилось малышу. С годами требования усложняются, ребенок начинает решать более тяжелые задачи. Родителям остается помогать в освоении новых навыков, но обязательно сохранять доверительные отношения.

Почитайте похожие статьи

Тревожность у детей: симптомы, последствия, помощь Взрослые справляются с тревогами по-разному. Им доступен широкий арсенал методов успокоения и отвлечения от тревожащих факторов. Детям так просто спокойствие не дается. Д...
Дети мужа от предыдущего брака: как себя вести Выходя замуж за мужчину, имеющего детей от предыдущего брака, невозможно подготовиться ко всем потенциальным проблемам. Лучше обезопасить себя хотя бы от некоторых вероят...
Проблемы адаптации детей в приемных семьях Воспитание любого ребенка связано с большими сложностями. И не стоит думать, что с приемными детьми больше неурядиц, чем со своими биологическими. Это как раз одна из сам...
Отдать ребенка в школу в 6 лет или подождать? Современный подход к школьному обучению не ограничивает родителей в выборе того, когда конкретно ребенок пойдет в первый класс. Точнее, нет жестких правил, но есть рекоме...
Ребенок не хочет идти в школу Успешность учебы неразрывно связана с мотивацией ребенка. Чтобы школьник учился лучше, он должен обладать достаточным желанием. Но, естественно, желания наследника не все...